Этика и психология общения
1. Принцип «двойного хамелеона»:
Суть этого принципа очень проста: достаточно представить встречу двух хамелеонов, принимающих цвет друг друга. В зависимости от желания один из них может поменять свой цвет, тогда второй сможет имитировать цвет первого и наоборот.
Представьте себе человека, который хочет донести информацию до собеседника. Чтобы у него это получилось, он должен:
1) Иметь идею и желание её выразить (например, такую идею: «я хочу чего-то особенного»);
2) Уметь прогнозировать реакцию собеседника на способ выражения своей идеи («он такой, поэтому мне нужно сказать так, чтобы он понял, что «я хочу чего-то особенного»).
Это и есть принцип «двойного хамелеона».
Схематично выражаясь, общение представляет собой единство трех компонентов:
- идея говорящего;
- вербальные и невербальные средства сообщения информации;
- особенности личности собеседника.
Если допустить, что идея говорящего доступна для осознания и укладывается в рамки человеческого знания, то человек, добившийся успеха в реализации принципа «двойного хамелеона», является более успешным, чем человек не добившийся. Более успешным человеком в общении является тот, кто способен чаще демонстрировать принцип «двойного хамелеона» в общении с бόльшим количеством людей.
Очень важно также понимать, что принцип «двойного хамелеона» заключается не в имитации собеседника, а в использовании особенностей собеседника для более успешного объяснения ему своей идеи.
Способность реализации принципа «двойного хамелеона» складывается из следующих компонентов:
1) владение общепринятыми средствами выражения идеи – словами, жестами, мимикой, голосом и т.п.;
2) умение их контролировать непосредственно в процессе коммуникативного акта;
3) знание психологии собеседника (умение «проникнуть» в сознание и идею собеседника).
То, как именно общаться, напрямую зависит от партнера по коммуникации. При выборе средств общения играет роль множество разнообразных факторов, среди которых:
1) своеобразная «система отсчета» собеседника, ожидание собеседника (позиция по обсуждаемому вопросу – необходимо знать её заранее или уметь прогнозировать в ходе общения);
2) психологические особенности, характер, темперамент;
3) отношение собеседника к говорящему;
4) позиция собеседника по отношению к идее, которую Вы хотите изложить (выгодно-невыгодно, возможно-невозможно, ново-неново, впервые-не впервые);
5) возраст;
6) физическая и умственная способность воспринимать информационные сигналы собеседника;
7) внешность;
образование;
9) воспитание;
10) социальный статус;
11) язык;
12) внешние раздражители (несмотря на то, что обычно ситуация общая, возможно, что собеседники играют разные роли, либо один выполняет активную роль, другой пассивную (например, один ведет машину, другой едет); в целях успешной коммуникации выгоднее, если ситуация воздействует одинаково на обоих – обоим холодно, обоим тепло, оба активны и др.).
При этом собеседник в зависимости от тех же факторов ожидает и может прогнозировать коммуникативные поступки инициатора общения – того, кто вызвался описывать свою идею. То есть собеседник тоже «хамелеон». Чем более способны и готовы два человека играть в игру хамелеонов в процессе общения, тем эффективнее будет их общая коммуникация. В том числе, и деловая.
Перефразирую высказанную мысль утилитарным языком. Учитывая все качества собеседника, человек пытается, условно говоря, «достроить» себя до другого человека (при этом необходимо самому стать «понятным» – «достроиться» собеседнику, открыться), до состояния, когда они вдвоем существуют в коммуникативной гармонии и взаимопонимании. Таким образом, преодолеваются барьеры в коммуникации. Собеседники делают попытку стать единым коммуникативным целым и представляют собой некую единую активную коммуникативную единицу.
Безусловно, принцип хорош, только если в деловых переговорах выгодно быть понятым. Если нет, нужно всего лишь нарушить принцип «двойного хамелеона». Можно очень легко разрушить деловой проект, делая вид, что собеседник говорит «что-то непонятное» или «не по-русски». А если деловой проект не очень выгоден какой-либо стороне, она приложит все услилия, чтобы общение не состоялось. Но это уже не будет называться деловая коммуникация. Это будет называться деловая провокация. К этому тоже надо быть готовым.
CHELPRO.RU - автор и источник